Ода простому шкільному уроку музики.
Сьогодні деякі батьки наївно виступають проти шкільних уроків музики. Вони вважають ці уроки чимось на зразок зайвого тягаря в шкільній програмі, що віднімає час у і так завантажених дітей. Причому ці ж батьки хочуть бачити своїх дітей всебічно розвиненими і духовно багатими особистостями. Багато по-старому думають, що діти на цих уроках тільки співають, як це було в радянській школі, коли і сам урок називався «спів». Інші ж вважають, що на уроках музики займаються по суті нічого не значущими речами - «просто» співають, «просто» слухають музику ...
Але ж насправді, все це - дуже навіть не «просто»!
Само устройство музыки относится к тонким материям и, соответственно этому, влияет тонко, невидимо, непосредственно на душу человека.
«Цель музыки - трогать сердца», - говорил Иоганн Себастьян Бах, великий австрийский композитор.
Ему, обладающему даром музыкальной гениальности, было открыто, что «целью и венцом всей музыки не должно быть ничто другое, кроме как восславление Бога и восстановление души».
«Где есть благочестивая музыка - Бог всегда тут же, с Его любезным присутствием», - писал И.С.Бах.
А другой гений, Людвиг ван Бетховен, считал, что «музыка должна высекать огонь из сердец».
Увы, для современного человека эти высокие словеса - за «семью печатями».
«Восславление Бога»... «Восстановление души»... Что говорят эти слова современному человеку?
Что такое «благочестивая музыка» и где она сегодня? Где теперь те сердца, из которых музыка призвана высекать огонь?
В наши дни они порой превратились не просто в камень, а в лёд или в пустой песок, который разметает ветер.
И в том-то и есть величайшая задача уроков музыки, чтобы, минуя бесполезные морализаторства, скучные упражнения и раздражающие наказания, коснуться сердец наших детей инструментом совершенно другого рода - и таким образом пробудить их.
Поэтому на вопрос: «Чем занимаются дети на уроке музыки?», кратко можно ответить так: они знакомятся с дивным миром музыки - с её красотой, с её языком, с её вдохновлённостью.
Урок музыки открывает в душе тот орган, который со временем сможет воспринимать прекрасное, а позже, при определённом развитии, - и духовное.
«В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного, как один из первейших элементов человечности, - писал В.Г Белинский. - Влияние музыки благодатно, и чем раньше люди начнут испытывать его на себе - тем лучше».
О том, как развивается чувство изящного у некоторых современных детей, хочется привести один курьёзный пример из жизни.
Как-то, гуляя в парке, я увидела малышку, которую дедушка преклонных лет раскачивал на качельке. Девочке было лет пять. Девочка наслаждалась полётом и громко, на весь парк, с чувством распевала (очевидно, любимую мамину песню): «Ты скажи, ты скажи, чё те надо, чё те надо - может дам, может дам, чё ты хош»... Дедушка заметно конфузился и пытался как-то уменьшить громкость, но маленькая певунья упрямо продолжала выпевать незамысловатые куплеты популярного в то время шлягера. Кончилось тем, что дедушка увёл певунью домой.
Так что, если в семьях, мягко говоря, не в силах противостоять потоку пошлости, которая выливается на детей, и развивать в детях «первейший элемент человечности», то пусть хотя бы не препятствуют делать это школьным учителям музыки.
Здравомыслящих родителей и педагогов, конечно, не может не тревожить, что в окружающем нас необъятном море звуков слишком много музыки дурного вкуса, музыки примитивной, бесталанной и порой - откровенно безнравственной.
Нередко приходится наблюдать за тем, как сами родители прививают своим детям извращённый эстетический вкус, погружая их в атмосферу непрестанно грохочущего «клубняка», в результате чего у детей формируется уверенность в том, что это - и есть настоящая музыка!
Поэтому нет ничего удивительного в том, что дети с малых лет выпевают подобные «шлягеры», вызывая у окружающих взрослых смущение и натянутые «понимающие» улыбки.
С другой стороны, духовная культура - это всё-таки детище больше семейное, чем плод школьного образования. Ведь на уроки музыки в школе отводится только один час в неделю - т.е. всего 4 часа в месяц (неделя за год!).
Но и, тем не менее, в условиях духовного обнищания народа и наблюдаемого ныне упадка нравственности, на учителях школы лежит особая моральная и профессиональная ответственность.
Часто преподаватель музыки является первым человеком, который вводит ребёнка в мир прекрасного, в мир музыкальной культуры, в мир подлинной красоты и гармонии, помогает ребёнку разобраться в окружающем его калейдоскопе звуков.
С древних времён воспитанию музыкой придавали большое значение.
В дворянских семьях детей обязательно учили игре на фортепиано и вокалу, а также изобразительному искусству и танцам.
И хотя богатая народная музыка сопровождала по жизни человека и той эпохи, исполнить в публичном месте песню в стиле «может дам, чё ты хош» не могли себе позволить даже простолюдины - стеснялись.
Да и не было в то время подобной пошлости. Казалось бы, простой необразованный народ сочинял песни яркие, насыщенные чувствами, «от сердца», а потому и до сих пор трогающие до глубины души.
А всё почему? Потому что в этой душе, в этом сердце была вот та самая глубина, то самое богатство, которое мы сегодня называем одним словом - «духовность».
Поэтому невозможно сформировать гармонично развитую, духовно богатую личность, не припав к роднику народной, классической и духовной музыки.
ЧТО ДЕЛАЮТ ДЕТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ?
На уроках музыки учащиеся учатся понимать, чувствовать музыку, вслушиваться, размышлять о чувствах человека.
Музыка, отражая жизнь, учит различать плохое и хорошее через прекрасное.
Прекрасное - это Рай. И эта память о Рае, об утраченном человеком блаженстве, заложена в нашем подсознании.
Неслучайно в речевом арсенале даже неверующих людей присутствуют фразы: «райская красота», «как в Раю», «ангельское пение»...
Этими словами человек вольно или невольно как раз и определяет то воистину прекрасное, которое на нашей земле - лишь слабый отблеск действительной райской красоты.
Один батюшка, побывавший после тяжёлой аварии в длительной коме, рассказывал:
«Я был в удивительном месте, красоту которого совершенно невозможно описать словами. Даже самый воздух весь переливается там бликами, наподобие радуги, и также чудесно весь наполнен непередаваемой красоты дивными звуками. Я каждый раз заливаюсь слезами, когда вспоминаю об этом месте...».
Поэтому никак нельзя преуменьшать воздействие прекрасного на душу ребёнка.
Только это должно быть действительно прекрасное!
И тут мы встретимся с ещё одной проблемой: у детей часто совсем не развит сердечный орган, который способен это прекрасное воспринять.
Вот чем занимается учитель с детьми на уроках музыки - он поэтапно, осторожно, многогранно касается струн души детей, всё больше утоньшая их к восприятию истинно прекрасной музыки, вершина которой - музыка духовная.
В этом - суть внутренней работы учителя.
Она сокрыта от поверхностного взгляда, и учитель музыки не имеет порой понимания даже в среде своих коллег, считающих музыку несерьёзным или, как принято иногда говорить, «второстепенным» предметом.
Но особенность прекрасного заключается в том, что оно возвышает душу - расширяя и углубляя её, переводя её из плоского, сплющенного состояния в состояние объёмное.
И именно путём внешне неприметной работы учителя музыки ребёнок начинает чувствовать в своей душе необъяснимые шевеления, прилив света и радости, какую-то смутно осознаваемую возвышенность.
И всё это сияет на детских лицах, отражается в их глазах.
И каждый вдохновлённый учитель музыки мог бы об этом рассказать, ибо он это неоднократно видел в детях.
А с внешней стороны урок музыки состоит из нескольких, взаимно обогащающих друг друга частей: пение, слушание музыки, ознакомление с элементами музыкальной грамоты.
Музыкальное воспитание, как считал В. А. Сухомлинский, это, прежде всего, не воспитание музыканта, а воспитание человека.
Поэтому для начала учитель учит детей сопереживанию.
По-иному начинает звучать мелодия, когда затронуты струны души ребёнка, когда он сопереживает, когда он начинает чувствовать состояние человека, переданное музыкой.
Например, чувство грусти и любви Сольвейг, всю жизнь прождавшую своего возлюбленного («Песня Сольвейг» из драмы «Пер Гюнт» Сл. Г. Ибсена; муз.Э. Грига);
чувство дружбы, юношеской радости, задора («Мальчишки и девчонки» - муз. А. Островского, сл. И. Дика);
чувство полноты жизни, ожидания будущего («Прекрасное далеко» из телефильма «Гостья из будущего» - муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина);
чувство дружбы, верности и взаимопомощи («Когда мои друзья со мной» из кинофильма «По секрету всему свету» - муз. В. Ша- инского, сл. М. Пляцковского).
Музыка есть любовь - во всём многообразии её проявления: любовь к Родине, любовь к матери, к природе, к другу, к любимому.
Всё это находит своё воплощение в песнях или произведениях для слушания.
И если в человеке удасться воспитать способность слушать и слышать - тогда есть надежда, что он услышит не только музыку, но и другого человека, сможет сопереживать, сострадать другому.
Через ознакомление с великими музыкальными произведениями ребёнок приобщается к столь же великой любви.
Возможно, не все могут любить так, как любил Бетховен. Недаром ведь «Лунная соната» на протяжении вот уже двух столетий никого из слушателей не оставляет равнодушным.
Я лично была свидетелем того, как в течение нескольких минут преображались обычные современные восьмиклассники, как у них на глазах наворачивались слёзы, когда мы в классе закрывали шторы, слушали повествование о любви Бетховена к юной Джульетте Гвиччарди, а потом - зажигали свечи и слушали «Лунную сонату»...
После её окончания ещё несколько минут все молчали, настолько глубокой была погружённость в музыку, а через неё - в великую любовь.
Вот над чем трудится учитель музыки!
Классическая музыка - это музыкальные шедевры прошлого и настоящего, произведения исключительных художественных достоинств, которые составляют золотой фонд мировой музыкальной культуры: сочинения Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Рахманинова и многих других выдающихся композиторов.
Это - самая сложная область музыкального искусства, поскольку в центре классических музыкальных произведений стоят нравственные, религиозные и философские проблемы. Поэтому не только восприятие, но и осмысление музыкальных шедевров требует специальной подготовленности школьников.
Ещё на уроках музыки дети учатся петь.
И, пожалуй, это один из самых главных элементов урока музыки. Не случайно раньше вместо «музыки» был урок пения. Этим подчёркивалось - насколько важно именно пение для погружения в музыку.
А почему?
Потому что пение - это свойство человеческой души, это её потребность, это её реакция на чувства радости и ощущение счастья. Вот почему, когда человека переполняют чувства - он поёт.
Во всяком случае, пел.
Ни одно застолье, ни одна встреча друзей не проходили раньше без песен, без гитары или аккордеона, без коллективного задушевного пения.
Сейчас былая певческая культура, увы, практически утрачена.
В наше время о любви к песне напоминает разве что популя- ность караоке.
Хотя и оно демонстрирует обнищание музыкальной культуры: песни нередко выбирают примитивные, пошлые, да и исполняют их порой на таком же примитивном уровне (впрочем, в силу своей музыкальной неразвитости, даже не отдают себе в этом отчёт).
Так что и в этом смысле учитель музыки - созидатель.
Он учит детей петь, развивает слух и музыкальный вкус. А активное музицирование, каковым является пение, детей вдохновляет и даёт живое ощущение сопричастности и близости к ним музыкального искусства.
Как-то читала в интернете высказывание одной учительницы музыки о том, что, благодаря большому количеству классической музыки в программе, урок получается оторванным от жизни, что материал должен быть более современным.
Какое заблуждение!
В школьной программе и без того вполне достаточно современного материала.
Но только в старших классах, когда у детей уже сформирован хоть какой-то минимальный уровень музыкальной культуры на той же «несовременной» классической и народной музыке, можно предложить к изучению музыку современную - джаз, рок, популярную музыку.
Педагог имеет моральное право называть вещи своими именами и не идти на поводу у современных детей, соглашаясь с ними, что «клубняк» (клубная музыка) или рэп - это «круто».
Хотя и здесь нужно проявлять максимальную деликатность, чтобы не обидеть тех, кто воспитался, увы, не на лучших образцах музыкальной культуры...
К этому вопросу можно подойти с юмором.
Поставить, к примеру, дивный романс о любви, показать романтическую картину влюблённых, после чего, по контрасту, поставить песню, типа «Ну что ж ты страшная такая?» - и продемонстрировать картинку современных влюблённых: оба - в рваных джинсах, с пивом в руках, с сигаретами в зубах, с висящим на девушке парне.
При этом можно задать детям вопрос: какая музыка, с их точки зрения, лучше всего подходит для сопровождения последней картинки?
Найти эту музыку и включить её детям.
Эмоциональный фон урока при этом, несомненно, повысится, а правильные выводы ребята, думается, сделают сами...
Что касается рок-музыки, то здесь необходимо рассказать детям о его возникновении, о его особенностях, непременно упомянув о том, что эта музыка возникла в эпоху, символом которой стал известный слоган: «Секс, наркотики и рок-н-ролл».
Претворение в жизнь этого девиза, например, в творчестве рок- группы LedZeppelinвыливается в пропаганду разгульного образа жизни, разврата, наркотиков, язычества и оккультизма, в заигрывание с инфернальным миром и кощунством.
Рок-группа Rammstein воспевает сексуальное насилие и извращения, маниакальную шизофрению, занимается богоборчеством, доходящим до откровенного сатанизма.
Обязательно нужно познакомить детей с «подноготной» жизни западных рок-звёзд, многие из которых употребляли наркотики и покончили жизнь самоубийством, рассказать о негативном влиянии рока на людей.
Нужно обязательно обратить внимание ребят на тексты рок- и рэп-песен - часто бездумные, пустые, написанные явно в каком-то наркотическом угаре:
«...Мы в центре всех событий, но вы нас не увидите, Контора плавно опечатана, А так бы поскандировали парниши и девчата нам, Все голы засчитаны, гостинцы упакованы, Над этим всем мы высоко летим...» (группа «Константа»).
Педагоги и родители должны иметь в виду, что такие молодёжные субкультуры, как «хиппи», «панки», «металлисты», «готы», «эмо» и т.п. всегда неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки.
Рок-музыка имеет большое количество направлений: от относительно «лёгких» жанров (танцевальный рок - рок-н-ролл, поп-рок, брит-поп) до откровенно брутальных и агрессивных жанров - дэт-металла и грайн- дкора.
В любом случае, с рок-музыкой лучше не знакомиться бездумно, здесь нужен весьма жёсткий критичный отбор. Эту мысль нужно донести детям.
А учитель музыки должен быть осторожен при подготовке уроков на тему рока, чтобы невольно не сделать рекламу музыке, способной ещё больше деформировать детскую душу, и без того подверженную негативным воздействиям массовой культуры.
Отдельно хотелось бы сказать о музыке духовной.
Дух - это та часть нашей души, которая ведает Бога, которая ищет Его и в Нём одном способна найти покой. Поэтому духовная музыка - это музыка, вдохновлённая Богом - музыка одухотворённая и возвышенная.
«Сам Бог говорил над моим ухом», - свидетельствовал Бетховен, подобно многим и многим великим художникам признававший, что сила, порождающая его музыку, неизмеримо выше человека.
«От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34).
Так и композитор наполняет своё произведение тем, чем полна его душа. А слушатель потом принимает это наполнение в свою душу - если, конечно, она открыта для этого.
Такого слушателя и воспитывают учителя музыки на своих уроках.
Среди великих композиторов трудно назвать того, кто не обращался к образам и текстам Священного Писания, кто не писал бы духовную музыку.
Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс, Верди...
Глинка, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Ведель, Бортнянский, Чесноков...
Как только человек становится духовным - он начинает видеть в жизни проявления Божественного. У него, как и у Ангелов, которые непрестанно воспевают Творца, начинает петь душа.
Это и есть восславление Бога.
А через общение с Богом происходит и восставление, т.е. преображение души.
В том числе - и путём приобщения к духовной музыке.
Духовная музыка - это венец музыкального восхождения.
Она незримо возводит наш дух на небеса.
Вот почему редкий человек остаётся равнодушным к церковной музыке, особенно, если он слушает её в храме - месте особого Божьего присутствия на земле.
С принятием на Руси христианства искусство рождалось вокруг алтаря. Оно расцветало в храме.
Таким образом, храм был колыбелью и центром духовной жизни.
Недаром храм в старину возводили таким образом, чтобы его было видно отовсюду и все улицы и дороги вели к нему.
Нет выше музыки, чем церковные песнопения!
Даже если они (в чисто музыкальном плане) не всегда так ласкают слух, как величайшие произведения музыки, то в духовном плане с их высотой не может сравниться ничто, ибо молитва - это условие, при котором наш дух соприкасается с Богом.
Всмотримся в любую Богородичную икону...
Почему взгляды Марии и Богомладенца не встречаются, не единятся?
Это - одна из важнейших тайн иконы.
Она всегда обращена к молящемуся, всегда включает предстоящего человека в своё пространство. И в этом внутреннем пространстве входит с ним в общение.
Вспомним гениальную «Троицу» Рублёва.
По трём сторонам престола с жертвенной трапезой сидят Трое.
Четвертая сторона престола пуста - она обращена к нам...
«...И к отворившему мне войду, и вечерять с ним буду, а Он со мной...».
Таковой же должна быть и природа вхождения ребёнка в духовную музыку в школе. Постижение музыки - и в глубине сердца осознание того, как же ты, ИМЕННО ТЫ, сможешь решить вечные проблемы человеческого бытия: добра и зла, любви и предательства.
Потому что она обращена к тебе, и для тебя в ней оставлено место.
«...И к отворившему мне войду...»
Поэтому музыкальная культура могла бы быть той зажжённой свечой, которая не погаснет во тьме.
Потому что уже - зажжена.
И тьма пошлости, разнузданности, безнравственности и всякого зла не смогла бы объять наших детей...