Полтавська дитяча 
музична школа №2
"Будь-яке мистецтво прагне
до того, щоб стати музикою."
(Уолтер Патер)
ім. В.П.Шаповаленка

Ода простому шкільному уроку музики.

Сьогодні деякі батьки наївно виступають проти шкільних уроків музики. Вони вважають ці уроки чимось на зразок зайвого тягаря в шкільній програмі, що віднімає час у і так завантажених дітей. Причому ці ж батьки хочуть бачити своїх дітей всебічно розвиненими і духовно багатими особистостями. Багато по-старому думають, що діти на цих уроках тільки співають, як це було в радянській школі, коли і сам урок називався «спів». Інші ж вважають, що на уроках музики займаються по суті нічого не значущими речами - «просто» співають, «просто» слухають музику ...

Але ж насправді, все це - дуже навіть не «просто»!

 

Само устройство музыки от­носится к тонким материям и, соответственно этому, влияет тонко, невидимо, непосредс­твенно на душу человека.

«Цель музыки - трогать серд­ца», - говорил Иоганн Себастьян Бах, великий австрийский компо­зитор.

Ему, обладающему даром му­зыкальной гениальности, было открыто, что «целью и венцом всей музыки не должно быть ничто другое, кроме как вос­славление Бога и восстановле­ние души».

«Где есть благочестивая му­зыка - Бог всегда тут же, с Его любезным присутствием», - пи­сал И.С.Бах.

А другой гений, Людвиг ван Бетховен, считал, что «музыка должна высекать огонь из сер­дец».

 

Увы, для современного челове­ка эти высокие словеса - за «се­мью печатями».

«Восславление Бога»... «Восстановление души»... Что говорят эти слова современному человеку?

Что такое «благочестивая му­зыка» и где она сегодня? Где теперь те сердца, из кото­рых музыка призвана высекать огонь?

В наши дни они порой превра­тились не просто в камень, а в лёд или в пустой песок, который раз­метает ветер.

И в том-то и есть величайшая задача уроков музыки, чтобы, ми­нуя бесполезные морализаторс­тва, скучные упражнения и раз­дражающие наказания, коснуться сердец наших детей инструмен­том совершенно другого рода - и таким образом пробудить их.

Поэтому на вопрос: «Чем за­нимаются дети на уроке музы­ки?», кратко можно ответить так: они знакомятся с дивным миром музыки - с её красотой, с её язы­ком, с её вдохновлённостью.

Урок музыки открывает в душе тот орган, который со временем сможет воспринимать прекрас­ное, а позже, при определённом развитии, - и духовное.

«В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного, как один из первейших элементов человечности, - писал В.Г Белинский. - Влияние музыки благодатно, и чем раньше люди начнут испытывать его на себе - тем лучше».

 

О том, как развивается чувство изящного у некоторых современ­ных детей, хочется привести один курьёзный пример из жизни.

Как-то, гуляя в парке, я увиде­ла малышку, которую дедушка преклонных лет раскачивал на качельке. Девочке было лет пять. Девочка наслаждалась полётом и громко, на весь парк, с чувством распева­ла (очевидно, любимую мамину песню): «Ты скажи, ты скажи, чё те надо, чё те надо - может дам, может дам, чё ты хош»... Дедушка заметно конфузил­ся и пытался как-то уменьшить громкость, но маленькая певунья упрямо продолжала выпевать не­замысловатые куплеты популяр­ного в то время шлягера. Кончилось тем, что дедушка увёл певунью домой.

Так что, если в семьях, мягко говоря, не в силах противостоять потоку пошлости, которая вы­ливается на детей, и развивать в детях «первейший элемент че­ловечности», то пусть хотя бы не препятствуют делать это школь­ным учителям музыки.

 

Здравомыслящих родителей и педагогов, конечно, не может не тревожить, что в окружаю­щем нас необъятном море звуков слишком много музыки дурного вкуса, музыки примитивной, бес­таланной и порой - откровенно безнравственной.

Нередко приходится наблюдать за тем, как сами родители приви­вают своим детям извращённый эстетический вкус, погружая их в атмосферу непрестанно грохо­чущего «клубняка», в результате чего у детей формируется уверен­ность в том, что это - и есть насто­ящая музыка!

Поэтому нет ничего удивитель­ного в том, что дети с малых лет выпевают подобные «шлягеры», вызывая у окружающих взрослых смущение и натянутые «понима­ющие» улыбки.

С другой стороны, духовная культура - это всё-таки детище больше семейное, чем плод школьного образования. Ведь на уроки музыки в школе отводит­ся только один час в неделю - т.е. всего 4 часа в месяц (неделя за год!).

Но и, тем не менее, в условиях духовного обнищания народа и наблюдаемого ныне упадка нравственности, на учителях школы лежит особая моральная и профессиональная ответствен­ность.

Часто преподаватель музы­ки является первым человеком, который вводит ребёнка в мир прекрасного, в мир музыкальной культуры, в мир подлинной кра­соты и гармонии, помогает ребён­ку разобраться в окружающем его калейдоскопе звуков.

С древних времён воспитанию музыкой придавали большое зна­чение.

В дворянских семьях детей обя­зательно учили игре на фортепи­ано и вокалу, а также изобрази­тельному искусству и танцам.

И хотя богатая народная му­зыка сопровождала по жизни че­ловека и той эпохи, исполнить в публичном месте песню в стиле «может дам, чё ты хош» не могли себе позволить даже простолюди­ны - стеснялись.

Да и не было в то время подоб­ной пошлости. Казалось бы, прос­той необразованный народ сочинял песни яркие, насыщенные чувствами, «от сердца», а потому и до сих пор трогающие до глуби­ны души.

А всё почему? Потому что в этой душе, в этом сердце была вот та самая глуби­на, то самое богатство, которое мы сегодня называем одним сло­вом - «духовность».

Поэтому невозможно сформи­ровать гармонично развитую, духовно богатую личность, не припав к роднику народной, клас­сической и духовной музыки.

ЧТО ДЕЛАЮТ ДЕТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ?

На уроках музыки учащиеся учатся понимать, чувствовать му­зыку, вслушиваться, размышлять о чувствах человека.

Музыка, отражая жизнь, учит различать плохое и хорошее че­рез прекрасное.

Прекрасное - это Рай. И эта память о Рае, об утрачен­ном человеком блаженстве, заложена в нашем подсознании.

Неслучайно в речевом арсенале даже неверующих людей присутс­твуют фразы: «райская красота», «как в Раю», «ангельское пение»...

Этими словами человек воль­но или невольно как раз и опре­деляет то воистину прекрасное, которое на нашей земле - лишь слабый отблеск действительной райской красоты.

Один батюшка, побывавший после тяжёлой аварии в длитель­ной коме, рассказывал:

«Я был в удивительном месте, красоту которого совершенно невозможно описать словами. Даже самый воздух весь перели­вается там бликами, наподо­бие радуги, и также чудесно весь наполнен непередаваемой красоты дивными звуками. Я каждый раз заливаюсь слезами, когда вспоминаю об этом мес­те...».

Поэтому никак нельзя пре­уменьшать воздействие прекрас­ного на душу ребёнка.

Только это должно быть дейс­твительно прекрасное!

И тут мы встретимся с ещё од­ной проблемой: у детей часто совсем не развит сердечный ор­ган, который способен это пре­красное воспринять.

Вот чем занимается учитель с детьми на уроках музыки - он поэтапно, осторожно, многогранно касается струн души детей, всё больше утоньшая их к воспри­ятию истинно прекрасной музы­ки, вершина которой - музыка духовная.

В этом - суть внутренней рабо­ты учителя.

Она сокрыта от поверхностно­го взгляда, и учитель музыки не имеет порой понимания даже в среде своих коллег, считающих музыку несерьёзным или, как принято иногда говорить, «второ­степенным» предметом.

Но особенность прекрасного за­ключается в том, что оно возвы­шает душу - расширяя и углубляя её, переводя её из плоского, сплю­щенного состояния в состояние объёмное.

И именно путём внешне непри­метной работы учителя музыки ребёнок начинает чувствовать в своей душе необъяснимые шеве­ления, прилив света и радости, какую-то смутно осознаваемую возвышенность.

И всё это сияет на детских ли­цах, отражается в их глазах.

И каждый вдохновлённый учи­тель музыки мог бы об этом рас­сказать, ибо он это неоднократно видел в детях.

А с внешней стороны урок му­зыки состоит из нескольких, вза­имно обогащающих друг друга частей: пение, слушание музыки, ознакомление с элементами му­зыкальной грамоты.

Музыкальное воспитание, как считал В. А. Сухомлинский, это, прежде всего, не воспитание му­зыканта, а воспитание человека.

Поэтому для начала учитель учит детей сопереживанию.

По-иному начинает звучать ме­лодия, когда затронуты струны души ребёнка, когда он сопережи­вает, когда он начинает чувство­вать состояние человека, пере­данное музыкой.

Например, чувство грусти и любви Сольвейг, всю жизнь про­ждавшую своего возлюбленного («Песня Сольвейг» из драмы «Пер Гюнт» Сл. Г. Ибсена; муз.Э. Грига);

чувство дружбы, юношеской радости, задора («Мальчишки и девчонки» - муз. А. Островского, сл. И. Дика);

чувство полноты жизни, ожи­дания будущего («Прекрасное да­леко» из телефильма «Гостья из будущего» - муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина);

чувство дружбы, верности и взаимопомощи («Когда мои дру­зья со мной» из кинофильма «По секрету всему свету» - муз. В. Ша- инского, сл. М. Пляцковского).

Музыка есть любовь - во всём многообразии её проявления: лю­бовь к Родине, любовь к матери, к природе, к другу, к любимому.

Всё это находит своё воплоще­ние в песнях или произведениях для слушания.

И если в человеке удасться воспитать способность слушать и слышать - тогда есть надежда, что он услышит не только музы­ку, но и другого человека, смо­жет сопереживать, сострадать другому.

Через ознакомление с велики­ми музыкальными произведени­ями ребёнок приобщается к столь же великой любви.

Возможно, не все могут любить так, как любил Бетховен. Недаром ведь «Лунная соната» на протя­жении вот уже двух столетий ни­кого из слушателей не оставляет равнодушным.

Я лично была свидетелем того, как в течение нескольких минут преображались обычные совре­менные восьмиклассники, как у них на глазах наворачивались слёзы, когда мы в классе закры­вали шторы, слушали повество­вание о любви Бетховена к юной Джульетте Гвиччарди, а потом - зажигали свечи и слушали «Лун­ную сонату»...

После её окончания ещё не­сколько минут все молчали, на­столько глубокой была погружён­ность в музыку, а через неё - в великую любовь.

Вот над чем трудится учитель музыки!

Классическая музыка - это му­зыкальные шедевры прошлого и настоящего, произведения ис­ключительных художественных достоинств, которые составляют золотой фонд мировой музы­кальной культуры: сочинения Баха, Моцарта, Бетховена, Чай­ковского, Рахманинова и многих других выдающихся композито­ров.

Это - самая сложная область музыкального искусства, пос­кольку в центре классических музыкальных произведений сто­ят нравственные, религиозные и философские проблемы. Поэтому не только восприятие, но и ос­мысление музыкальных шедев­ров требует специальной подго­товленности школьников.

Ещё на уроках музыки дети учатся петь.

И, пожалуй, это один из самых главных элементов урока музы­ки. Не случайно раньше вместо «музыки» был урок пения. Этим подчёркивалось - насколько важ­но именно пение для погружения в музыку.

А почему?

Потому что пение - это свойс­тво человеческой души, это её потребность, это её реакция на чувства радости и ощущение счастья. Вот почему, когда челове­ка переполняют чувства - он поёт.

Во всяком случае, пел.

Ни одно застолье, ни одна встреча друзей не проходили раньше без песен, без гитары или аккордеона, без коллективного задушевного пения.

Сейчас былая певческая культу­ра, увы, практически утрачена.

В наше время о любви к песне напоминает разве что популя- ность караоке.

Хотя и оно демонстрирует об­нищание музыкальной культу­ры: песни нередко выбирают примитивные, пошлые, да и ис­полняют их порой на таком же примитивном уровне (впрочем, в силу своей музыкальной нераз­витости, даже не отдают себе в этом отчёт).

Так что и в этом смысле учи­тель музыки - созидатель.

Он учит детей петь, развивает слух и музыкальный вкус. А ак­тивное музицирование, каковым является пение, детей вдохнов­ляет и даёт живое ощущение со­причастности и близости к ним музыкального искусства.

Как-то читала в интернете вы­сказывание одной учительницы музыки о том, что, благодаря большому количеству классичес­кой музыки в программе, урок по­лучается оторванным от жизни, что материал должен быть более современным.

Какое заблуждение!

В школьной программе и без того вполне достаточно совре­менного материала.

Но только в старших классах, когда у детей уже сформирован хоть какой-то минимальный уро­вень музыкальной культуры на той же «несовременной» клас­сической и народной музыке, можно предложить к изучению музыку современную - джаз, рок, популярную музыку.

Педагог имеет моральное право называть вещи своими именами и не идти на поводу у современных детей, соглашаясь с ними, что «клубняк» (клубная му­зыка) или рэп - это «круто».

Хотя и здесь нужно проявлять максимальную деликатность, чтобы не обидеть тех, кто воспи­тался, увы, не на лучших образцах музыкальной культуры...

К этому вопросу мож­но подойти с юмором.

Поставить, к примеру, дивный романс о любви, показать романтичес­кую картину влюблённых, после чего, по контрасту, поставить пес­ню, типа «Ну что ж ты страшная такая?» - и продемонстрировать картинку современных влюблён­ных: оба - в рваных джинсах, с пи­вом в руках, с сигаретами в зубах, с висящим на девушке парне.

При этом можно задать детям вопрос: какая музыка, с их точки зрения, лучше всего подходит для сопровождения последней кар­тинки?

Найти эту музыку и включить её детям.

Эмоциональный фон урока при этом, несомненно, повысится, а правильные выводы ребята, ду­мается, сделают сами...

Что касается рок-музыки, то здесь необходимо рассказать де­тям о его возникновении, о его особенностях, непременно упомя­нув о том, что эта музыка возник­ла в эпоху, символом которой стал известный слоган: «Секс, нарко­тики и рок-н-ролл».

Претворение в жизнь этого де­виза, например, в творчестве рок- группы LedZeppelinвыливается в пропаганду разгульного обра­за жизни, разврата, наркотиков, язычества и оккультизма, в заиг­рывание с инфернальным миром и кощунством.

Рок-группа Rammstein воспе­вает сексуальное насилие и из­вращения, маниакальную шизоф­рению, занимается богоборчест­вом, доходящим до откровенного сатанизма.

Обязательно нужно познако­мить детей с «подноготной» жиз­ни западных рок-звёзд, многие из которых употребляли наркотики и покончили жизнь самоубийс­твом, рассказать о негативном влиянии рока на людей.

Нужно обязательно обратить внимание ребят на тексты рок- и рэп-песен - часто бездумные, пус­тые, написанные явно в каком-то наркотическом угаре:

«...Мы в центре всех событий, но вы нас не увидите, Контора плав­но опечатана, А так бы поскандировали парни­ши и девчата нам, Все голы засчи­таны, гостинцы упакованы, Над этим всем мы высоко летим...» (группа «Константа»).

Педагоги и родители должны иметь в виду, что такие молодёж­ные субкультуры, как «хиппи», «панки», «металлисты», «готы», «эмо» и т.п. всегда неразрывно связаны с определёнными жанра­ми рок-музыки.

Рок-музыка имеет большое количество направлений: от от­носительно «лёгких» жанров (танцевальный рок - рок-н-ролл, поп-рок, брит-поп) до откровен­но брутальных и агрессивных жанров - дэт-металла и грайн- дкора.

В любом случае, с рок-музыкой лучше не знакомиться бездумно, здесь нужен весьма жёсткий кри­тичный отбор. Эту мысль нужно донести детям.

А учитель музыки должен быть осторожен при подготов­ке уроков на тему рока, чтобы невольно не сделать рекламу музыке, способной ещё больше деформировать детскую душу, и без того подверженную нега­тивным воздействиям массовой культуры.

Отдельно хотелось бы сказать о музыке духовной.

Дух - это та часть нашей души, которая ведает Бога, которая ищет Его и в Нём одном способна найти покой. Поэтому духовная музыка - это музыка, вдохновлён­ная Богом - музыка одухотворён­ная и возвышенная.

«Сам Бог говорил над моим ухом», - свидетельствовал Бет­ховен, подобно многим и многим великим художникам признавав­ший, что сила, порождающая его музыку, неизмеримо выше чело­века.

«От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34).

Так и композитор наполняет своё произведение тем, чем полна его душа. А слушатель потом при­нимает это наполнение в свою душу - если, конечно, она открыта для этого.

Такого слушателя и воспитывают учителя музыки на своих уро­ках.

Среди великих ком­позиторов трудно на­звать того, кто не обращался к образам и текстам Священного Писания, кто не писал бы духов­ную музыку.

Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс, Верди...

Глинка, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Ведель, Бортнянский, Чесноков...

Как только человек становится духовным - он начинает видеть в жизни проявления Божествен­ного. У него, как и у Ангелов, ко­торые непрестанно воспевают Творца, начинает петь душа.

Это и есть восславление Бога.

А через общение с Богом проис­ходит и восставление, т.е. преоб­ражение души.

В том числе - и путём приобще­ния к духовной музыке.

Духовная музыка - это венец музыкального восхождения.

Она незримо возводит наш дух на небеса.

Вот почему редкий человек ос­таётся равнодушным к церков­ной музыке, особенно, если он слушает её в храме - месте особо­го Божьего присутствия на земле.

С принятием на Руси хрис­тианства искусство рождалось вокруг алтаря. Оно расцветало в храме.

Таким образом, храм был колы­белью и центром духовной жиз­ни.

Недаром храм в старину возво­дили таким образом, чтобы его было видно отовсюду и все улицы и дороги вели к нему.

Нет выше музыки, чем церков­ные песнопения!

Даже если они (в чисто музы­кальном плане) не всегда так ласкают слух, как величайшие произведения музыки, то в духов­ном плане с их высотой не может сравниться ничто, ибо молитва - это условие, при котором наш дух соприкасается с Богом.

Всмотримся в любую Богоро­дичную икону...

Почему взгляды Марии и Бого­младенца не встречаются, не еди­нятся?

Это - одна из важнейших тайн иконы.

Она всегда обращена к моля­щемуся, всегда включает пред­стоящего человека в своё про­странство. И в этом внутреннем пространстве входит с ним в об­щение.

Вспомним гениальную «Трои­цу» Рублёва.

По трём сторонам престола с жертвенной трапезой сидят Трое.

Четвертая сторона престола пуста - она обращена к нам...

«...И к отворившему мне вой­ду, и вечерять с ним буду, а Он со мной...».

Таковой же должна быть и при­рода вхождения ребёнка в духов­ную музыку в школе. Постижение музыки - и в глубине сердца осоз­нание того, как же ты, ИМЕННО ТЫ, сможешь решить вечные про­блемы человеческого бытия: доб­ра и зла, любви и предательства.

Потому что она обращена к тебе, и для тебя в ней оставлено место.

«...И к отворившему мне вой­ду...»

Поэтому музыкальная культу­ра могла бы быть той зажжённой свечой, которая не погаснет во тьме.

Потому что уже - зажжена.

И тьма пошлости, разнуздан­ности, безнравственности и вся­кого зла не смогла бы объять на­ших детей...

Додати коментар


Захисний код
Оновити